ПРОЕКТ «ВНЕДРЕНИЕ НЕЙРО-АДАПТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕТОДОЛОГИЮ И ПРАКТИКУ КРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Динамично развивающаяся экономика требует от руководителей большого количества знаний из области теории управления.
Управление организациями и предприятиями в условиях кризиса требует способностей и навыков поддержания стрессоустойчивости.
Объединяя обе эти необходимости, можно сформулировать обобщенное требование к системе подготовки кадров управленческого персонала – подготовка достаточного количества управленцев, способных противостоять стрессу и в условиях кризиса эффективно использовать весь доступный на сегодняшний день инструментарий методов и приемов управления.
Взгляд на проблемы управления с точки зрения психофизиологии
Какую роль в совершенствовании системы подготовки может играть современная нейрофизиология в целом и нейро-технологии в частности. Для получения ответа необходимо взглянуть на проблему глазами психофизиолога и системного абилитолога. Вот основные факторы, определяющие ситуацию:
— Большое разнообразие методов и систем управления людьми и производствами.
— Сложность выбора подходящего инструментария для решения задач управления в конкретной ситуации.
— Трудность управления своим психо-эмоциональным состоянием и мобилизацией сил для решения задач.
Обобщая, можно сказать, что главная сложность для руководителя – это вспомнить все, что изучал об управлении, выбрать лучшее и суметь применить это в кризисной ситуации в состоянии стресса.
Переводя проблему управления в плоскость задач подготовки управленцев, мы можем описать ее суть как сложность освоения и развития способности саморегуляции.
Без технологии подготовки кризисное управление превращается в искусство, доступное немногим. Опытные руководители, достигшие карьерных высот, овладевают этим искусством, часто через длительный путь накопления опыта. И именно это не устраняет главной заботы высшего звена руководителей – как в короткий срок воспитать достаточное число потенциальных кандидатов на роль преемников.
Технологизация процесса подготовки руководителей
Специалисты института РИНТАС считают, что в 21 веке нельзя полагаться на стихийный отбор. Необходимо создать систему планомерного повышения потенциала адаптивных и мобилизационных способностей для воспитания нового поколения управленцев.
В своих изысканиях команда института ориентировалась на исследование процессов ресурсо-обеспечения мозга и всего организма человека. Здоровый сбалансированный метаболизм обеспечивает кислородом все органы и ткани человеческого тела, что позволяет головному мозгу совершать сложнейшие операции по управлению и регулированию системами и функциями, а также поддерживать состояние, необходимое для создания и реализации идей. Ключевое звено в правильной работе метаболического механизма – это функция дыхания, соответственно респираторная система является физиологической основой адаптационной способности организма человека.
Опираясь на собственный опыт решения проблем в сфере переобучения нервной системы, специалисты института РИНТАС создали принципы системной абилитации и управляемой адаптации. Для того, чтобы вывести технологию подготовки управленцев на новый уровень совершенства, систему подготовки необходимо дополнить недостающими методическими звеньями, ответственными за развитие саморегуляции и рост адаптационного потенциала.
Ключевые аспекты психофизической саморегуляции
Решение проблемы саморегуляции имеет два ключевых элемента:
1. Качественная составляющая решения заключается в том, чтобы использовать правильную стратегию и концепцию подготовки.
2. Количественный аспект состоит в необходимости измерения параметров собственного состояния управленца для отработки навыков саморегуляции.
Невозможно создать полноценную концепцию методов повышения стрессоустойчивости без учета принципов психофизической мобилизации сил и способностей человека.
Мобилизация по своей сути это эффект действия волевых способностей на структуры, управляющие той или иной сферой человеческой психики для приведения сил и функций организма в состояние готовности к действию. Разновидности мобилизации различаются по видам интеллектуальных структур психики, задействованных при управлении той или иной способностью:
Мобилизация структур, управляющих инстинктивно-мышечными функциями, имеет главное приложение в достижении спортивных результатов.
Мобилизация структур, управляющих эмоциональными реакциями и состояниями, требуется тем, кто непосредственно руководит людьми.
Мобилизация структур, управляющих когнитивными функциями, требуется для быстрого восприятия больших объемов информации, а также для активизации способности выделять главное и быстро классифицировать поступающие данные.
Иными словами, за управление той или иной способностью отвечает соответствующая разновидность интеллекта. Двигательный интеллект — за сферу управления движением, эмоциональный интеллект — за управление сферой чувств и эмоций. Эмоциональный интеллект помимо прочего, выполняет функцию координации и согласования психофизических ресурсов, требуемых для различных видов мобилизации.
Развитый эмоциональный интеллект управленца играет центральную роль в обеспечении баланса его собственной мобилизации и способности управлять мобилизацией его подчиненных.
Понятие функциональной психофизической адаптации
Физиологическим базисом всех типов мобилизации является адаптивный механизм респираторной системы.
Адаптивная функция респираторной системы ответственна за своевременное переключение между типами дыхания, соответственно виду и интенсивности разнородной нагрузки.
Этот механизм уникален тем, что можно выработать большое количество паттернов и тренировать эти паттерны до совершенства.
Ярким примером является спортивная тренировка. В процессе тренировки задействуются скелетно-мышечная система опорно-двигательного аппарата и респираторная система, которая имеет определенные дыхательные паттерны, обеспечивающие полноценный газообмен организма.
Различие дыхательных паттернов зависит от вида спорта, например, в плавании требуются одни дыхательные паттерны, в беге другие и т.д. Освоение каждого вида спорта начинается с обучения определенным дыхательным паттернам, и на каждом этапе нарастания нагрузки дыхательные паттерны, которым человек уже обучен, находятся в процессе тренировки.
Деятельность управленцев в условиях кризиса характеризуется психоэмоциональной и когнитивной нагрузкой, требующей особой работы респираторной системы в условиях сниженной двигательной активности и избыточной активности гормональной системы.
Соответствующие совокупности дыхательных паттернов характеризуют такие виды деятельности в ситуации кризиса, как:
— анализ проблемы
— поиск ключевых факторов
— выработка решения
— убеждение в правильности решения партнеров
— создание коалиций
— настойчивое проведение решения в жизнь.
Всем этим паттернам сопутствуют различные режимы дыхания, которым необходимо учиться, а затем тренировать. Этот процесс можно назвать абилитацией механизма респираторной адаптации психоэмоциональных и когнитивных способностей.
Нейро-адаптивные технологии в кризисном управлении
По аналогии с подготовкой профессиональных спортсменов, которая не обходится без замеров физиологических параметров, также невозможно быстро подготовить профессиональных управленцев без использования методов измерения параметров психофизического состояния.
Назначение нейро-адаптивных технологий – измерять изменения физиологических параметров и наглядно показывать человеку признаки зарождающегося стресса до того, как его он проявится во всю силу. Другими словами, предупредить управленца о том, что его паттерн дыхания не оптимален и необходимо его скорректировать для правильного газообмена и регуляции гормонального баланса.
Инструментарий физиологических лабораторий дает возможность распознавать признаки стресса по изменению показателей гормонального баланса: соотношения адреналина, норадреналина, кортизола и т.д. Но лабораторное оборудование не приспособлено для использования в рабочем кабинете или в зале для совещаний, где решаются судьбы предприятий и отраслей.
Программный комплекс НейроБОС©
Институт РИНТАС разработал компактный и не инвазивный способ контроля психофизического состояния, а также способы обучения нервной системы своевременно предупреждать, перерабатывать и предотвращать физиологические и эмоциональные компоненты стресса. Таким образом, создается технологичное средство для развития эмоционального интеллекта управленца на принципах биологической обратной связи (БОС) и абилитации адаптационной способности в ситуации проявления стресса.
Нейро-адаптивный тренинг©.
Для решения задач проекта нами была создана система управления адаптацией, основанная на том, чтобы «управлять измеряя» и обучать в ситуации смоделированного кризиса.
Моделирование ситуаций стресса при использовании принципов управляемой адаптации – является продуктом нейро-адаптивной технологии под названием Нейро-адаптивный тренинг©.
Принципы управляемой адаптации и Двигательной Нейроабилитации©, показавшие свою эффективность при работе с детьми, имеющими серьезные нарушения нервной системы, дают колоссальный эффект при работе со здоровыми людьми.
Задачи института РИНТАС
1. Институт РИНТАС ставит задачу создать на основе своих разработок:
— Программный комплекс НейроБОС©
— Программу «Нейро-адаптивный тренинг©»
— Обучающую программу Нейрокоуч©
2. Институт РИНТАС ставит задачу внедрение нейро-адаптивных технологий: программный комплекс НейроБОС© и программы «Нейро-адаптивный тренинг©» в методологию и практику кризисного управления:
— В систему и процесс проведения бизнес-тренингов
— В практику бизнес-коучинга
— В систему и методики отбора кандидатов в процессе рекрутинга
3. Организация обучающей программы Нейрокоуч© для коучей и консультирующих психологов.
Заинтересованные стороны и потенциальные партнеры
— Бизнес-тренеры
— Тренинговые компании
— Службы подготовки и управления персоналом
— Рекрутинговые компании и отделы предприятий
Институт РИНТАС готов к сотрудничеству с партнерами и инвесторами.