АЗБУКА ДВИЖЕНИЯ, ИЛИ ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕ УМЕЕТ ХОДИТЬ
Возможно ли, человеку незнающему алфавит читать тексты?
Возможно ли, человеку незнающему другой язык свободно говорить на нем?
На каждый из этих вопросов вы ответите – нет. Прежде чем читать, необходимо знать азбуку, прежде чем говорить надо изучить язык.
Управление собственным движением более сложная дисциплина, чем речь, чтение и умение писать. Причина в том, что наше тело сложноорганизованная система.
Мы предлагаем вам упрощенный вариант понимания того, что из себя представляет процесс произвольного движения и как мозг обучается управлять и воспроизводить движения.
Наше тело состоит из нескольких частей: голова, туловище, две руки и две ноги.
Каждая из этих частей состоит из костей, суставов, фасций, мышц, связок, сухожилий.
Головной мозг управляет всем телом и системами органов. Когда ребенок начинает двигаться, его мозг получает нервные сигналы от всех частей тела, которые производят: мышцы и суставы.
Представьте себе, что вы одели наушники и вам включили одновременно 7-8 песен. Сможете ли вы разобрать о чем эти песни?
Так и мозг маленького ребенка может воспринимать информацию от движения своего тела постепенно – от уровня к уровню.
Представим, что все элементы нашего тела: кости, суставы, фасции, мышцы, связки, сухожилия – являются буквами алфавита.
Восприятие и обработка сигналов от тела мозгом мы сопоставим с умением читать и знание азбуки, воспроизведение движений и управление ими мы сопоставим с умением писать слова произвольно и под диктовку.
Сначала мозг малыша воспринимает каждую букву по отдельности:
Этот период начинается с момента активности сенсо-моторной коры головного мозга. У ребенка, рожденного без осложнений период активности восприятия своего тела, как движущейся системы начинается с 3 месяцев. С 3 до 4 месяцев мозг малыша воспринимает сигналы как буквы от каждого сустава и от каждой группы мышц сопровождающий движения костей в суставе.
Младенческие рефлексы сопоставимы с предречевыми звуками, такими как, например «агу» и подобные. Нервная система запускает рефлекс, в котором разные группы мышц агонисты, антагонисты и синергисты активизируются для воспроизведения определенной позы.
Интеграция рефлекса должна привести ребенка к определенным последовательностям в движениях для выхода из позы (статичное положение) или перехода в другую позу (движение тела в пространстве). Здоровая ЦНС интегрирует все младенческие рефлексы в совокупность статичных поз и передвижению тела в пространстве.
Период интеграции рефлекса — изучение слогов: ма-ма, па-па и т.д. Слоги это слаженное движение нескольких суставов. Например, сложить пальцы в кулачок, когда взял игрушку: каждый сустав каждого пальчика соединяется друг с другом в слоги, образуя слово в виде сжатого кулачка.
Для вас это простое движение, потому что вы его давно знаете. А малыш все движения изучает постепенно и если он не знает «букв алфавита», то не распознает их, а значит, он не сможет читать «слова и предложения» — т.е. он не способен воспринимать и запоминать сложные для него движения. Соответственно, если ребенок не умеет читать, он не сможет писать, т.е. воспроизводить новые движения.
Что должен уметь ребенок в 1 год: переворачиваться, ползать на животе, ползать на четвереньках, садиться и сидеть, вставать и ходить. Т.е. за 7 месяцев активности сенсо-моторной коры головного мозга ребенок успевает не только выучить буквы, научиться читать, но и писать произвольно и под диктовку.
Все чему мы научилсь в первый год своей жизни является основой для повышения умений: бегать, прыгать, танцевать, плавать и т.д.
Что необходимо мозгу для обработки сигналов от суставов и мышц: ему нужен кислород, и чем сложнее информация, тем больше кислорода необходимо. За доставку кислорода в мозг отвечает система дыхания: это центр Дыхания — продолговатый мозг, средний мозг, варолиевый мост, легкие, дыхательные мышцы и грудная диафрагма. Если система дыхания работает правильно, то и ребенок развивается согласно своему физическому возрасту.
Если система дыхания поражена на любом из ее участков, то мозг, испытывая недостаток кислорода, будет спасать себя от гибели, у него не будет задачи обучаться.
Разве человек испытывающий голод будет учиться танцевать? Нет, он будет искать еду, чтобы утолить голод, и, получив питательный ресурс, станет танцевать.
Функция дыхания не менее сложна, чем функция движения тела. Она развивается синхронно с развитием двигательных навыков ребенка. Ритм дыхания должен быть таким, чтобы мозг получал необходимое количество кислорода для своей жизни, плюс дополнительный кислород для обучения.
Адаптационный механизм функции дыхания помогает непрерывно восполнять кислородный ресурс для организма. Его задача контролировать количество углекислоты, качество работы дыхательных мышц и грудной диафрагмы.
Когда физическая нагрузка возрастает, то дыхательные мышцы сокращаются активнее: вспомните, как вы впервые бежали 100 метровку, — вы начинали задыхаться, а затем подкашивались ноги. А спустя несколько попыток вам удавалось пробежать 100 метровку: и дыхания достаточно и ноги сами собой несли – так проявляется зрелый адаптационный механизм функции дыхания. Если ритм дыхания не может подстроиться под новую нагрузку, то и мышцы не смогут работать полноценно – им тоже нужен кислород.
Адапатационный механизм функции дыхания контролирует и регулирует ритм при нагрузке и ее отсутствии, например, когда вы засыпаете, то ваши дыхательные мышцы сокращаются гораздо медленнее. Каждый из Вас видел спящего зрителя в кинозале или на лекции: зритель долго сидит без движения – режим расхода кислорода минимальный, потерял интерес к происходящему – эмоции потребляют кислород ни меньше чем физическая активность, — эти факторы мозг воспринял как фазу отдыха и центр Дыхания замедлили дыхательные мышцы.
Наши наблюдения за функцией дыхания детей и взрослых длились более 10 лет, за этот период мы выяснили, что если центр Дыхания поражен или угнетается, то адаптационный механизм дыхания не подстраивается к возрастающей нагрузке. Это значит, что если ребенок сам научился только переворачиваться, то ритм его дыхания способен насытить кислородом мозг только при выполнении этой мышечной нагрузки. И если повысить его двигательную нагрузку и заставить ребенка ползти, то он будет кричать и сопротивляться, поскольку испытывает кислородный голод. Напомним, что при недостатке кислорода мозг не воспринимает физическую нагрузку как обучение движению, он воспринимает избыточную и несвоевременную нагрузку как угрозу своей жизнедеятельности. Во время крика ребенок дышит, но сенсо-моторная кора не восприимчива, так как этот способ дыхания для мозга стрессовый.
Функция дыхания обладает уникальной способностью – она обучается. Мы вывели несколько видов дыхательных ритмов и разработали программу обучения для малышей любого возраста с любыми неврологическими диагнозами. Особенность обучения разнообразным видам дыхания заключается в том, что мозг способен восстановить работу центра Дыхания только в процессе самостоятельного и произвольного движения ребенка. Т.е. когда он сам двигается и не испытывает боли и дискомфорта.
Наша практика за эти года показала высокую эффективность обучаемости детей произвольному движению и интеллектуальному развитию именно благодаря обучению функции дыхания.
Наш метод называется Брифабилити BreathAbilitу — абилитация дыхания, и он является основным в нашем абилитационном комплексе Двигательной Нейро-Абилитации.
Вернемся к рассмотрению функции движения, мы уже знаем, что мозг обучается сначала распознавать сигналы от суставов и мышц, затем он учиться воспроизводить движения. Этот процесс происходит благодаря синхронному обучению функции дыхания адаптироваться к возрастающей мышечной и умственной нагрузке.
Но этот процесс обучения не происходит в идеальных условиях, он отягощен активным ростом тела, т.е. мозг изучает возможности движения в одном физическом размере тела, а после фазы активного роста, должен пересмотреть параметры суставов, костей, эластичности фасций и мышечной массы. Чтобы те движения, которые ребенок уже научился воспроизводить, он мог также легко выполнять, как и до фазы активного роста тела. Это процесс также требует достаточного количества кислорода.
Но что происходит с ребенком, нервная система которого пострадала или не созрела.
Его физический рост не останавливается, а развитие задерживается. Так возникает необходимость введения понятия «функциональный возраст ребенка».
Функциональный возраст ребенка определяется по количеству вариантов дыхания при произвольном движении и по качеству дыхания, по количеству двигательных навыков, и по зрелости сенсо-моторной коры – насколько она способная воспринимать новую информацию, обрабатывать ее и формировать навык.
Мы считаем, что обучение ребенка с неврологическими диагнозами должно проходить в соответствии с его функциональным возрастом, невзирая на его физический возраст. Вспомним Азбуку движения, если малыш находится на уровне изучения букв, разве он сможет написать под диктовку предложение? И если заставлять ребенка выполнять движения, к которым не способна адаптироваться функция дыхания, то мозг будет испытывать гипоксию (кислородное голодание) и любые попытки ускорить его обучение будут обречены на провал. Мозг с гипоксией не обучается, — он пытается выжить.
Именно этим мы объясняем длительность привычной реабилитации с незначительными результатами для детей с диагнозами ДЦП. Поскольку ортодоксальная реабилитация игнорирует функциональный возраст и провоцирует гипоксию мозга ребенка, не уделяя внимания развитию функции дыхания, и тем самым инициирует длительное развитие ребенка до его физической нормы.
Мы разработали систему Абиплан, которая учитывает функциональный возраст ребенка. Абиплан включает: диагностику способности ребенка к произвольному движению, зрелость сенсо-моторной коры головного мозга для обучения, разнообразие вариантов дыхания при различной нагрузке (физической и умственной), функциональную зрелость суставов, грудной клетки и таза ребенка, патологические паттерны образовавшиеся до составления Абиплана. Эта информация анализируется и составляется подробный индивидуальный план обучения ребенка поэтапно, шаг за шагом приближающего его к норме развития согласно его физическому возрасту.
Функциональный возраст ребенка обратно пропорционально отстает от его физического возраста при активной общепринятой реабилитации: например, ребенку исполнился 1 год, а его двигательная способность соответствует 3 месяцам – он умеет держать голову, спонтанно переворачивается на бок и пытается ползти, уткнувшись лицом в пеленку. Если вернутся к аллегории Азбуки: то малыш находится на уровне изучения алфавита и значит бессмысленно заставлять его писать под диктовку, — заставлять ползать на четвереньках и ходить вдоль опоры.
Абиплан в первую очередь учитывает функциональный возраст ребенка, затем диагностируется функция дыхания.
Далее составляется план обучения разнообразным вариантам дыхания, которые встраиваются в обучение двигательным навыкам того уровня которому соответствует функциональный возраст ребенка.
В данное время мы обучили более сотни Брифкураторов, которые обладают навыками поддержания газообмена и первого этапа развития функции дыхания.
Следующие этапы развития дыхания связанны с интеграцией рефлексов, с обучением двигательным позам и активному дыханию во время перехода между позами. Поскольку мозг и мышцы требуют максимального количества аденозинтрифосфат – это вещество является основным питанием для нервных клеток и работы мышц, и образуется оно при большом количестве кислорода, то развитие активного и адаптивного дыхания первоочередная задача в реабилитации и абилитации детей.
При поражении ЦНС младенческие рефлексы могут стать патологическими т.е. не перейти в первые произвольные движения. Наш опыт в работе с глубокими дыхательными мышцами показал, что именно нарушения в работе дыхательных мышц является блокирующим фактором для «гашения» рефлекса. Более того, именно при полноценно работающих мышцах, обеспечивающих газообмен, происходит последовательная активизация младенческих рефлексов и их гашение.
Этими навыками обладает Брифабилитолог, и первый поток обучения специалистов запускается осенью 2022 года.
Уваров Вадим и Суколен Татьяна